Выписка из жалобы  в  Европейский Суд по правам человека 

                                                «25» июня 2007 года 


8. Нарушение в отношении заявителей статьи 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     

       Потерпевшие по данному делу, являющиеся жертвами этой трагедии и родственниками погибших, считают, что в отношении них было допущено нарушение положения статьи 2 «Право на жизнь» Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.  

8.1. Нарушение статьи 2 Конвенции – «право на жизнь» с точки зрения негативного аспекта этого права – обязательства не лишения жизни. 

        8.1.1. Нарушение данного права заключалось в том, что властями не были предприняты адекватные меры по минимизации потерь, в частности, связанные с эффективным ведением переговоров, имеющих своей целью освобождение максимального числа заложников.  

       8.1.2. Потерпевшие считают, что если бы не было допущено главного просчета, неизвестно кем санкционированного первого взрыва, то не было бы столь большого количества убитых заложников и не было бы всех трагических последствий штурма. 

       8.1.3. Большая группа людей, примерно половина из всех погибших, погибли в результате первого взрыва, и об этом свидетельствуют показания допрошенных лиц и проведенные по делу судебно-медицинские экспертизы. Данные обстоятельства были убедительно установлены в ходе разбирательств, однако полностью проигнорированы судом, с тем, чтобы не дать этой теме найти своего объективного отражения в судебных решениях. 

       8.1.4. Кроме того, гибель большой группы людей явилась прямым следствием реакции террористов на первый штурм. И хотя трудно предполагать все возможные пути разрешения этой ситуации с захватом заложников при другом развитии событий, но очевидно, что этот путь, избранный неустановленными руководителями оперативного штаба, привел ни к минимизации потерь, а к гибели многочисленной группы заложников, а другая группа погибла как следствие противостояния террористов и лиц, организовавших штурм. В результате этих действий погибли дети, родители и педагоги. 

       8.1.5. Потерпевшим по делу не был обеспечен эффективный способ защиты их прав. Потерпевшим не был обеспечен доступ к важным материалам дела, касающимся их родственников. 

       8.1.6. Многие ходатайства потерпевших об установлении обстоятельств и закреплении доказательств были проигнорированы как следствием, так и судами.

     

Нарушение статьи 2 Конвенции – «право на жизнь» в части необеспечения позитивных обязательств государства по защите и сохранению жизни всеми имеющимися в государстве средствами.

     

    8.2.1. Следует отметить, что изначально власти не обеспечили безопасность людей, не предотвратили захват школы и проникновение в здание вооруженных боевиков. То есть вся система правоохранительных мер дала сбой, проявила свою недейственность, а превентивная деятельность государственных органов охраны порядка оказалась неэффективной.

     

    8.2.2. После захвата заложников власти не считали необходимым обеспечить сохранение жизней максимального числа людей путем компромисса в процессе переговоров, использовать любые другие возможности для сохранения жизни заложников.

     

    8.2.3. Предпринимая штурм, власти действовали без сбалансированного учета возможных негативных последствий для жизни людей. Потерпевшие утверждают, что при этом задача освобождения заложников не являлась приоритетной.

     

    8.2.4. Потерпевшие считают, что власти не организовали надлежащего расследования обстоятельств трагедии. Проведенным расследованием и судебными разбирательствами за почти три года достоверно не установлены все обстоятельства, приведшие к трагедии. Также не установлены должностные лица, принимавшие решения о проведении штурма. Вся вина возложена на одного человека. Ни следствием, ни судом не было предпринято мер по выявлению всех виновных и их наказанию.  

    8.2.5.Потерпевшие утверждают, что действительные обстоятельства смерти их родных и близких следствием так и не были установлены. Все виновные лица не были привлечены к ответственности и не понесли должного наказания.

     

8.3. Нарушение статьи 2 Конвенции – «право на жизнь» в части необеспечения процессуальных гарантий при производстве следствия и в суде с эффективным доступом потерпевших к материалам расследования. 

    8.3.1. Нарушение процессуального аспекта права на жизнь в данном деле произошло в связи с тем, что потерпевшие в ходе предварительного следствия не имели эффективного доступа к материалам дела в той мере, чтобы обеспечить необходимую защиту своих законных интересов.

    8.3.2. Множество ходатайств потерпевших не были рассмотрены в ходе расследования, а в дальнейшем оставлены без удовлетворения и судом.

     

Нарушение положений других статей Европейской Конвенции

 

      - статьи 3 – в части того, что пострадавшие, будучи в состоянии лишения свободы, ощутили жестокое и бесчеловечное обращение не только со стороны террористов, но и со стороны лиц, уполномоченных действовать от имени государства. 

      - статьи 6.1. – в части необеспечения доступа к полноценному судебному разбирательству и права на справедливое судебное разбирательство в части защиты при определении гражданских прав. 

     - статьи 8 – «право на защиту частной и семейной жизни», в части непредотвращения излишних страданий потерпевших от трагедии в г.Беслане и даже причинения им дополнительных моральных страданий в той части, какому обращению со стороны государства они подверглись. 

     - статьи 10 – в части ограничения свободы получения информации; способы и формы этого незаконного ограничения описаны в настоящей жалобе. 

     - статьи 13 – «право на эффективные средства правовой защиты» также оказалось нарушенным, как следствие деятельности правоохранительных органов и судебных решений, которые фактически блокировали возможность реально защищать права Заявителей как потерпевших по уголовному делу.