на главную

Обращение правозащитников и гражданских активистов:

ЕС должен требовать от России уважения к правам человека

Минувшей весной российские власти объявили, что продолжавшаяся почти 10 лет "контртеррористическая операция" в Чечне завершена и ситуация там нормализовалась. Однако истинное положение дел в Чечне и других регионах Северного Кавказа никак нельзя назвать нормальным. В течение этого года усилилось давление на тех, кто занимается защитой прав человека в этом регионе. Похищены и убиты многие наши коллеги. Теперь уже нужно задаваться вопросом не о том, станет ли кто-либо из нас следующей жертвой, а о том, кто именно. Мы ожидаем от шведского правительства как нынешнего председателя ЕС и от самого Евросоюза, что они в ходе Стокгольмского саммита 18 ноября предъявят России недвусмысленные требования в отношении конкретных мер по усилению защиты прав человека на Северном Кавказе.

Мы, авторы этой статьи, представляем правозащитные организации Северного Кавказа и международные организации. 15 июля в столице Чечни Грозном была похищена сотрудница правозащитной организации "Мемориал" Наталья Эстемирова. В тот же день она была найдена убитой в соседней республике Ингушетия. 10 августа в Грозном люди в масках незаконно задержали чеченских общественных активистов Зарему Садулаеву и ее мужа Алика Джабраилова, на следующий день их нашли убитыми. На следующий день тот же день в столице Дагестана Махачкале в своем автомобиле был расстрелян журналист Малик Ахмедилов. 25 октября в Кабардино-Балкарии застрелен активист Макшарип Аушев. К этому списку следует прибавить многочисленные случаи угроз и давления, таких как поджог 19 августа офиса организации "Матери Дагестана".

Наши друзья и коллеги становятся жертвами этих преступлений именно потому, что они предают гласности случаи нарушения прав человека на Северном Кавказе. Ответственность за грубые нарушения прав человека в этом регионе большей частью лежит на силовых структурах федерального подчинения, а также на поддерживаемых Москвой местных властях и "силовиках". Российские власти чаще всего не склонны расследовать эти преступления, а виновные остаются на свободе. Атмосфера безнаказанности пронизывает сегодня весь регион. В результате, преступления продолжаются, а правозащитники фактически поставлены вне закона теми, кого они критикуют.

Мы, подписавшие эту статью, собрались 27-28 октября в Стокгольме на встречу, организованную организацией "Защитники гражданских прав" (Civil Rights Defenders), чтобы обсудить тревожное положение в сфере безопасности на Северном Кавказе. Нами совместно выработаны рекомендации Евросоюзу накануне саммита ЕС-Россия, который пройдет 18 ноября. Одним из пунктов в повестке дня этой встречи будет дальнейшее обсуждение нового договора о партнерстве и сотрудничестве. Мы всецело сознаем важность нового договора для сотрудничества с Россией в политической, экономической и энергетической сферах. Однако главным пунктом повестки дня должен стать вопрос проблем безопасности на Северном Кавказе.

Мы настаиваем на том, чтобы ЕС и правительство Швеции как его действующий председатель усилили давление на Россию и связали обсуждение подписания нового договора с определенными требованиями уважать права человека. Основополагающим должно стать требование к России принять меры к немедленному прекращению внесудебных казней, насильственных исчезновений, похищений и других посягательств на права человека. Помимо этого, мы призываем ЕС выдвинуть российскому правительству следующие пять требований:

Россия обязана неукоснительно исполнять решения Европейского суда. Против России было вынесено более 115 решений по делам о внесудебных казнях, исчезновениях и применении пыток на Северном Кавказе. Эти решения свидетельствуют о том, что российская система правоохранительных органов регулярно не справляется с расследованием преступлений, а подозреваемые в их совершении даже те, личность которых установлена, - остаются безнаказанными. До настоящего времени Россия выплачивала определенные Судом денежные компенсации, но отказывалась принимать меры для устранения тех пороков системы, из-за которых страна не выполняет своих обязательств по Европейской конвенции.

Россия должна принять международные договоры по правам человека и их соблюдению. Это касается, во-первых, Конвенции ООН по защите от насильственных исчезновений. На Северном Кавказе "исчезают" тысячи людей. И никто не привлекается за это к ответственности. Во-вторых, речь идет о Протоколе 14 к Европейской конвенции, направленном на повышение эффективности работы Суда и предоставление Комитету министров Совета Европы возможности принятия мер против государств-членов, не исполняющих решений Суда. Европейский суд перегружен делами, причем примерно третья часть из них касается России - единственного из 47 государств-членов Совета Европы, не ратифицировавшего Протокол. В-третьих, России необходимо ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда. Этот суд вправе привлекать к судебной ответственности лиц, ответственных за грубые нарушения прав человека, в тех случаях, когда национальные правоохранительные органы не склонны или не могут этого сделать.

Россия должна предпринять конкретные шаги по реформированию законов и системы правовых норм, определяющих пределы применения насилия вооруженными силами. Лица, виновные в грубых нарушениях прав человека в регионе, зачастую являются представителями российский федеральных сил и местных силовых структур. Нормы, регулирующие их деятельность, должны быть приведены в соответствие с международным правом.

Россия должна гарантировать безопасность правозащитников и привести нормы, регулирующие деятельность НПО, в соответствие с международными стандартами. Российские правозащитники подвергаются систематическим преследованиям. Организациям, критикующим режим, отказывают в регистрации, подвергают непрерывным инспекциям, лишают возможности принимать финансовую помощь из-за рубежа.

Россия обязана гарантировать беспрепятственный доступ международных организаций на территорию Северного Кавказа. Российские власти не занимаются расследованием нарушений прав человека на Северном Кавказе. Это требует присутствия в регионе независимых правозащитных организаций, средств массовой информации и международных институтов, в частности, органов Совета Европы, ОБСЕ и ООН

Швеция неизменно выступает в защиту демократии и прав человека. Председательство в Евросоюзе дает ей уникальную возможность продемонстрировать не только свою глубокую озабоченность положением в области прав человека на Северном Кавказе, но и всего Европейского Союза. Но одного лишь диалога с Россией по этому вопросу недостаточно. Ситуация с правами человека в России в целом и на Северном Кавказе в особенности обострилась до такой степени, что ЕС необходимо взять на себя ведущую роль в деле оказания давления на Россию с целью соблюдения ею своих международных обязательств. Неспособность решить эту задачу может привести к катастрофическим последствиям для всех нас.

 

Виссарион Асеев, правозащитник-активист, Северная Осетия, Россия
Липхан Базаева, председатель организации "Женское достоинство", Чечня, Россия
Леон Виллемс, исполнительный директор организации Press Now ("За свободную прессу"), Нидерланды
Карл Гершман, президент Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy председатель), США
Лариса Дорогова, адвокат по правам человека, "Матери Кабардино-Балкарии", Кабардино-Балкария, Россия
Светлана Исаева, председатель организации "Матери Дагестана", Дагестан, Россия
Элла Кесаева, председатель организации "Голос Беслана", Северная Осетия, Россия
Румер Леметр, правовой и программный директор Фонда "Правовая инициатива по России" (Stichting Russian Justice Initiative), Россия
Таня Локшина, эксперт по Северному Кавказу, Human Rights Watch, Россия
Мадина Магомадова, председатель организации "Матери Чечни за мир", Чечня, Россия
Магомед Муцoльгов, председатель правозащитной организации МАШР, Ингушетия, Россия
Олег Орлов, председатель правления Правозащитного центра "Мемориал" (премия Сахарова 2009), Россия
Олен Панфилов, директор "Центра экстремальной журналистики", Россия
Варвара Пахоменко, эксперт по Северному Кавказу, Россия
Арсен Сакалов, директор организации "Правовая инициатива" (премия Пера Ангера 2006), Ингушетия, Россия
Марта Тер, "Лига защиты прав человека" (Lliga dels Drets dels Pobles), Испания
Мартин Уггла, председатель организации Шведская инициатива за демократию и права человека (Swedish Initiative for Democracy and Human Rights), Швеция
Нил Хикс, советник по международной политике, Human Rights First, США
Роберт Хорд, исполнительный директор организации "Защитники гражданских прав" (Civil Rights Defenders, бывший Шведский Хельсинкский комитет), Швеция
Оксана Челышева, Общество российско-чеченской дружбы
Анна Эк, председатель Общества мира и арбитража, Швеция