С 11 по 13 октября 2009 года в Праге 13-ый раз состоялся ежегодный "Форум-2000". В этом году он проходил под названием «Демократия и свобода в мультиполярном мире». Этот форум организован бывшим президентом Чехии, одним их самых авторитетных политиков современного мира Вацлавом Гавелом для общения общественных деятелей разных стран между собой по общим проблемам.
Я была приглашена на Форум в качестве делегата. Всего участвовали 67 делегатов из 65 стран. Помимо них ещё были гости из многих стран, которые также выступали, высказывали свое мнение. Цель участия ВОО «Голос Беслана» в Форуме - доведение до присутствующих представителей мировой общественности: политиков, юристов, общественных деятелей, положение с правами потерпевших, жертв терактов на примере Бесланской трагедии. Потерпевшие просили меня рассказать о нарушениях прав, с которыми столкнулись родители погибших, бывшие заложники в судах, по расследованию, в лечении, реабилитации, при полном отсутствии статуса жертв теракта.
Тема Беслана не ушла в забвение и вызывает интерес. Выступления слушали с вниманием и пониманием проблем. Беседа с Вацлавом Гавелом дала возможность рассказать о том, что действительно случилось в Беслане, была доведена наша просьба: обратиться в Страсбургский суд по правам человека, заявителями которого являются более 200 потерпевших Беслана, с просьбой рассматривать жалобы жертв терактов в приоритетном порядке. В этом суде существует основная очередь и льготная. Жертвы терактов ждут своего черёда в основной очереди. Такой порядок рассмотрения жалоб, например, когда по заявлению потерпевших Норд-Оста более шести лет не выносится решение, а потерпевшие Беслана зарегистрированы третий год и пока нет перспектив в ближайшее время на судебное разбирательство, существенно препятствует борьбе с терроризмом. Так как своевременный вердикт суда о преступлении против личности и санкции, предотвращают новые преступления, заставляют считаться с принятыми Европейской Конвенцией правами человека. Россия является государством, которым подписана Конвенция о правах и основных свободах человека и обязано соблюдать международный закон. Вацлав Гавел обещал обсудить этот вопрос со своими помощниками и постараться нам помочь.
После нашего разговора с Вацлавом Гавелом на встречу с ним приехал министр обороны Израиля. Перед тем, как вся свита министра (человек тридцать) зашла в здание, охраной были проверены все помещения. В своем выступлении я напомнила присутствующим эту заботу о безопасности министра обороны. И это правильно, нет ничего важнее в нашей жизни: «Вопросы о кризисе, конечно, важны, но самое насущное - безопасность и решение общей нашей проблемы – проблемы терроризма. Малоэффективно, и практически невозможно справиться с этим злом без общего направления, без совместных усилий. Например, Америка обвинила международный терроризм в теракте 11 сентября, и названо было имя Бена Ладена, которого ищут, другое дело, что не нашли ещё, но поиски идут. В России тоже после самых крупных терактов - Норд-Оста, Беслана - руководством страны были сделаны заявления, что это дело рук международного терроризма. Но где они эти террористы, и что делается для поиска террористов? Мы, потерпевшие Беслана, знаем, что в теракте Беслана не были замешаны иностранные граждане. Но вызов был брошен: вас всех обвинили в том, что детей Беслана, заложников Норд-Оста убили граждане ваших стран, стрелки были переведены, весь народ настроен против внешнего врага. Однако ответа не последовало. Ни одно из государств не высказалось, не открестилось от этого серьезного обвинения. Выходит, все поняли, что это игра - не стоит даже обращать внимание, но тогда вы все принимаете в ней участие. И борьба с террористическими актами сводится к пустым словам. Результат - новые и новые жертвы. Выходом из такого поверхностного отношения к реальной борьбе с терроризмом является создание международного комитета по расследованию терактов по личным заявлениям жертв. И это не есть вмешательство в дела другого государства. Какое же это вмешательство, если сам руководитель страны заявляет, что теракт совершен международными террористами. А с ними надо бороться международными мерами. Такие меры выбьют почву у тех, кто устраивает теракты в своих политических интересах, и спасут многие жизни».
На Форуме 2000 было много интересных людей, которые уделяли внимание вопросам экономики, говорили о демократии, о соблюдении прав человека. Выступали Г.Явлинский, Е.Гайдар, которые затрагивали экономические вопросы в контексте кризиса. Е.Гайдар отметил: «В России думали, что основные ресурсы - нефть, газ, металлы – их кризис не затронет, но оказалось, что кризис касается всех без исключений и вариантов выхода из него есть, но реальных пока не существует».
Г. Явлинский сказал: «В России нет ясной политики. И ей нечего предложить, кроме своего сырья, но развитые страны не поменяют свою независимость на сырье. Система, которая сейчас существует в России, не имеет будущего, но все-таки нужно вести с ней диалог».
Министр обороны Израиля Эхуд Барак сказал: «20 лет мы боремся с терроризмом. Угрозы демократии, атаки террористов, экономический кризис- все это говорит о том, что мы в большой опасности. Нужна более жесткая политика, нужно объединение всех развитых стан и не совсем демократических для того, чтобы бороться за мирное существование».
Вацлав Гавел критически охарактеризовал ситуации в современном мире: «Права человека для некоторых стран – это вишенка на торте для украшения. Но главное для них – это экономические интересы. Сейчас современный мир сложен - мы прямо не видим завоевателя, режимы этих стран опасные, приобретают форму, имитирующую политику, используют разные способы давления. Вроде действуют демократические свободы, могут быть и выборы и разделение исполнительной и законодательной власти. Но это ещё не значит, что граждане этой страны свободны. Как в одной притче: «Один король, чтобы усмирить своих подчиненных повесил двоих писателей. А остальные, сказал он, будут писать то, что я хочу»». Так и в России, наказывают двух-трех журналистов, а остальные пишут угодное. Мы, конечно же, хотим, чтобы мы были партнерами, и должны быть равные права, но часто путаем сотрудничество со слепотой».
Знаменитый французский философ Андре Глюксманн не согласился с некоторыми высказываниями: «Вы говорите, что Европа не должна вмешиваться в дела других стран, но если это касается нарушения прав человека? В России из миллионного населения Чечни уничтожили 200 тысяч. И это ужас. Вы в это предлагаете не вмешиваться? В России в последнее время было огромное количество денег, и они потрачены не на развитие производства, а люди живут бедно. Экономического чуда не произошло. За десять лет много убийств, теракты, их никто не расследует. И это действительно странная политика. Есть ещё вопрос ядерного потенциала, есть поставки оружия сомнительным государствам. Европейцы заметили, что Россия – это проблема, когда они начали мерзнуть прошлой зимой. Но в России есть и другая сторона - Россия Анны Политковской, Россия Мемориала, Россия «Голоса Беслана», Эстемировой и многих других. Другая сторона России проявляет политическую волю, хочет жить по- европейски, и надо говорить с этой Россией».
Между перерывами форума ко мне подходили делегаты, гости и выражали свою солидарность, и чувствовалось, что они искренни.
Таким образом, о Беслане ещё раз услышали и есть надежда, что совместными усилиями мы продвигаем наше общее стремление - жить в безопасном мире.
ВОО «Голос Беслана» Элла Кесаева