8 августа, в годовщину пятидневной войны в Южной Осетии, в Северную Осетию приехал президент РФ для награждения военных и встречи с жителями Южной Осетии.
А мы – жители города Беслана, потерпевшие в Бесланской трагедии, об этом узнали из новостей по радио. И тут же собрались на встречу в надежде, что президент и нас выслушает.
То, что произошло дальше - превзошло все наши ожидания. Узнать, где президент будет вручать награды, было не сложно, в штабе 58 –ой армии, напротив торгового центра «Арктика». Штаб окружили вкруговую военные, сотрудники милиции и мужчины в гражданском. Здание штаба имеет два входа - выхода: напротив «Арктики» и напротив мемориала. Мы решили встать около обоих выхода. Приготовили два плаката: «Беслан просит о встрече» и письмо:
«Господин Президент!
Подходит пятая годовщина Бесланской трагедии.
Просим Вас о встрече с потерпевшими по вопросам расследования теракта, закона о статусе жертв терактов.
Инициативная группа потерпевших:
Кесаева Элла Лазаровна, Маргиева Светлана Петровна, Бзарова Эмилия Дзамболатовна».
По пассивному поведению военных, было видно, что через вход напротив мемориала президент не будет выезжать. Мы попытались перейти к другому входу со стороны «Арктики». Но здесь ряд сотрудников ГИБДД стояли плотным кольцом. Пришлось обойти их. Нас предупредили, чтобы мы шли только по тротуару. Мы подчинились и дальше быстрым шагом, по цепочке, пошли к дверям штаба. До них оставалось метров 100. Одну из нас, которая шла впереди, окружили человек десять в гражданском. Вторую - догнал молодой, спортивного типа, черноволосый мужчина в футболке. Попросил предъявить паспорт. Потерпевшая поинтересовалась, почему она должна предъявлять паспорт. Человек в футболке показал удостоверение сотрудника МВД и тут же, не давая возможности прочитать фамилию, убрал его. Он сказал, что ему не велено пропускать их. Потерпевшая не предъявила паспорт, но представилась, сказала, что из потерпевших Беслана, и что хочет президенту передать письмо. И хотя женщина предложила, раз он из охраны президента и охраняет его жизнь, проверить её сумку и пропустить её вперед, представителю МВД сумка была не интересна. Видно женщины из Беслана страшнее пистолета. Поведение человека в футболке стало угрожающим. Он со словами: «Вы не пройдете», схватил потерпевшую за руки, замахнулся рукой. Она отклонила голову, но охранник задел ногтями её лицо. Подбежали ещё человек 6, тоже в гражданском. Они окружили женщину, не давая ей сдвинуться с места. У первой потерпевшей плакат выхватили и разорвали, удерживали её руки. Вторая попыталась успокоить окруживших её мужчин и показала письмо, которое собиралась отдать президенту. На конверте крупными буквами было написано: Президенту. Раскрыла лист письма, чтобы прочитали. Письмо прочитали, но не пропустили и не успокоились. В адрес женщины сыпались угрозы: «Если побежите на дорогу, вас могут застрелить», «сейчас вас силой заставим уйти». По рации передавали: «Двух держим. На подходе – третья. Не пускайте её». Так продолжалось минут 20.
И тут из дверей штаба выехали черные машины с абсолютно затемненными окнами. По их необычному виду, можно было догадаться, что это едет президент с сопровождением.
Последняя потерпевшая, которую окружили сотрудники милиции в форме с более снисходительным поведением, успела достать плакат. Не видеть его с машин не могли.
Кортеж президента плавно проехал мимо. После к нам подошли мужчины более старшего возраста, предложили пройти с ними. Мы развернулись и молча пошли к своему транспорту. С нами вместе шел человек крупного телосложения, который все это время стоял с теми, кто охранял вход в штаб. Он был настроен поговорить: «Подождите, подождите. Зачем вы хотели встретиться с президентом?». Одна из нас ответила, что нет расследования, никого не наказали, что хотим ему об этом сказать. Он с усмешкой: «А что, вам мало дали? Деньги же вам дали, что ещё хотите? Почему вы не скинулись и не наняли одного киллера, вместо того, чтобы бегать за президентом с письмами?». Мы возразили ему: «Хотим по закону». Охранник, глядя на мать погибшего ребенка стеклянными глазами, добавил по - осетински: «Чем таких, как вы, меньше будет, тем Осетии - лучше».
Мы ехали в Беслан в отчаянии, плакали. Как только выехали из Владикавказа, нас догнали три машины с сотрудниками ДПС. Они сказали, что им дали указание остановить нас, что сейчас приедет начальство, и они разберутся. Ждали минут 30. Приехал начальник отдела по противодействию экстремизму и предъявил удостоверение на имя Валерия Олисаев. Переписал все данные нашего водителя, тоже потерпевшего Бесланской трагедии, и попросил наши паспорта. Мы отказались их предъявлять, но назвали свои фамилии. Олисаев нам объяснил, что выполняет поручение своего руководства - проверить наши документы. А тем временем, из аэропорта, расположенного недалеко от Беслана, вылетел президент РФ.
Когда мы приехали домой, то по телевидению показали много людей, радостно приветствующих Д. Медведева. Это были съемки в Южной Осетии месячной давности. И показали ещё, как 8 августа в Северной Осетии президент встречался с жителями Юга Осетии.
Встречался за высоким забором, охраняемый от женщин- потерпевших тройным кольцом охранников, один из которых посоветовал нам нанять киллера.
ВОО «Голос Беслан» - Элла Кесаева, Света Маргиева, Эмилия Бзарова
10 августа 2009 г.