21 июля 2009 года в адрес администрации Правобережного района г.Беслана ВОО «Голос Беслана» направила 124 заявления от потерпевших в теракте с просьбой об оказании помощи. В канун пятой годовщины трагедии нами получены ответы, где указано, что «в связи со сложившейся обстановкой после теракта в школе №1 и с большим количеством поступивших заявлений (пока 124) от потерпевших в теракте создан отдел при администрации района по работе с потерпевшими теракта, ветеранами ВОВ и боевых действий, сиротами, детьми – инвалидами, беспризорными».
Считаем возможным внести свои предложения в работу нового отдела. Данные предложения направлены в адрес администрации Правобережного района г. Беслана.
«Создание структуры по работе с потерпевшими является важным шагом для своевременного решения многочисленных проблем потерпевших до принятия закона о статусе жертв терактов.
1. Однако после обозначения объёма работы этого отдела по потерпевшим, необходимо отделить одну категорию граждан - потерпевших в теракте от другой: ветеранов ВОВ, детей - инвалидов, детей - сирот, беспризорных, так как это те категории населения, которые имеют свои социальные гарантии, четко отразившиеся в федеральных законах. Только потерпевшие в терактах на сегодняшний день не имеют статуса, и потому нуждаются в том, чтобы до принятия закона уделяли внимание их нуждам. «Сложившаяся обстановка после теракта в школе №1» к этой части населения не имеет никакого отношения.
Работа отдела в таком виде будет настолько объёмна, что возникнет вопрос об её эффективности и целесообразности, а время будет без результативно потрачено.
2. В связи с тем, что среди потерпевших есть много нуждающихся в трудоустройстве (особенно мужчины), просим рассмотреть вопрос о трудоустройстве, собрать данные о потерпевших нуждающихся в работе, для чего дать объявление в местную газету о сборе информации по этому вопросу. Есть основание обратиться в строительные компании, в производства, в том числе и медицинский реабилитационный центр, который построен в Беслане после теракта, с просьбой трудоустройства потерпевших. Просим собрать данные о том, какое количество сотрудников работают в реабилитационном центре и какой процент их них потерпевшие в теракте, кому из потерпевших было отказано в приёме на работу и по какой причине.
3. Так как отдел планирует заниматься правовой поддержкой потерпевших, просим рассмотреть вопрос о помощи по одновременному оформлению пенсий по потере кормильцев всем потерпевшим, чьи супруги или трудоспособные дети погибли в теракте в школе №1. Такой вид пенсии предусмотрен федеральным законом, но подавляющее большинство потерпевших её не получают. При оформлении пенсий необходимо учесть общеизвестное обстоятельство (теракт) и связанные с ним последствия, из-за которых потерпевшие не смогли своевременно оформить пенсии.
Поэтому просим обратиться в Пенсионный фонд с просьбой начислить пенсии по потере кормильца с 3 сентября 2004 года, в связи с тем, что эти граждане потеряли своих кормильцев и стали потерпевшими именно 3.09.04г..
4. Просим также выяснить на соответствие закону полностью лишенный здравого смысла график предоставления ОАО «Российские железные дороги» льгот школьникам и студентам при выезде на место учёбы и при возвращении домой. Льгота почему-то начинает действовать с 15 октября и заканчивается 15 мая. Когда на самом деле учащиеся и студенты едут на место учёбы до 15 октября и приезжают домой после 15 мая. Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» из-за такого графика фактически не предоставляет льготы студентам и школьникам – потерпевшим в Бесланской трагедии. Можно разработать отдельную программу помощи, доплачивая этой категории потерпевших 50% от стоимости проезда на место учёбы.
5. Для прослеживания информации о потерпевших, нуждающихся в санаторно- курортных путевках и своевременном выделении им путевок, просим сделать объявление в местной газете о предоставление в отдел заявлений от потерпевших нуждающихся в санаторно- курортном лечении (указать период сбора заявлений). На основании имеющихся заявлений определиться с количеством нуждающихся и с направленностью санаторно-курортного лечения.
6. Так как на сегодняшний день нет полных данных о состоянии здоровья заложников, а особенно – детей, просим дать объявление в местную газету для предоставления в отдел бывшими заложниками и другими потерпевшими медицинских документов. На основании этого составить картотеку по болезням.
7. Просим ставить в известность потерпевших обо всех возможностях лечения, в том числе и за пределами РФ (о возможном лечении заграницей, в московских клиниках потерпевшие осведомлены крайне плохо).
8. Беслан - трагедия не только республики, и даже не всей нашей страны, а трагедия всего мира.
Однако здание школы, где произошел теракт, по - прежнему разрушается ( хотя вроде бы есть проектная работа консервации школы фирмы КнауфКассель).
Поэтому ввиду неопределенности в отношении здания школы, просим обратиться в Правительство РСО-Алания и в Правительство РФ с просьбой предоставления федерального статуса мемориалу здания школы, где произошла трагедия с учётом проекта КнауфКассель.
Просим на основании вышеперечисленного разработать программы реабилитации, помощи потерпевших, и направить их в Правительство РСО-Алания, с последующим направлением в Правительство РФ для целевого федерального финансирования. Программы должны быть срочные, на период до пяти лет и долгосрочные ( на протяжении всей жизни).
В противном случае, отдел станет местом, где будут просто обязаны выслушать потерпевших об их проблемах».
Сопредседатель ВОО «Голос Беслана» Кесаева Э.Л.